Позиция ассоциации по проведению анализа хозяйственной деятельности

Исх.№1-3/2020 от 18.03.2020

Председателю Верховного Суда Республики Беларусь
Сукало Валентину Олеговичу
220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Председателю экономического суда Брестской области
Кулаку Сергею Мефодьевичу
224030, г. Брест, ул. Веры Хоружей, 8

Председателю экономического суда
Витебской области
Киенко Олегу Борисовичу
210101, г. Витебск, ул. Правды, 32А

Председателю экономического суда Гомельской области
Сарнавской Наталье Николаевне
246050, г. Гомель, ул. Ирининская, 20

Председателю экономического суда Гродненской области
Валдайцеву Денису Станиславовичу
230024, г. Гродно, ул. Советских пограничников, 102

Председателю экономического суда
Могилевской области
Ковалеву Сергею Николаевичу
212030, г. Могилев, ул. Первомайская, 85

Председателю экономического суда
Минской области
Максимовичу Эдуарду Владимировичу
220026, г. Минск, ул. Жилуновича, 15 (этажи 6, 7)

Председателю экономического суда
города Минска
Паутову Александру Михайловичу
220072, г. Минск, ул. Академическая, 15/1

Министру экономики Республики Беларусь
Червякову Александру Викторовичу
220030, г. Минск, ул. Берсона, 14

Членов Ассоциации Антикризисных управляющих беспокоит сложившаяся ситуация в сфере процедуры банкротства в части надлежащего проведения управляющим анализа хозяйственной (экономической) деятельности должника (не сравнивать с анализом финансового состояния и платежеспособности).

— установление причин и времени возникновения неплатежеспособности должника;

— определение наличия признаков уголовно наказуемых деяний;

— предоставление лицам, участвующим в деле о банкротстве, информации о ходе процедуры банкротства.

В связи с отсутствием разработанных регулятором – Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь стандартов и правил, направленных на обеспечение условий для реализации процедур экономической несостоятельности (абз. 2 ч. 1 ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон), которые должны были бы применять в своей деятельности управляющие, каждый управляющий проводит анализ хозяйственной (экономической) деятельности с учетом его видения этого анализа, а не с учетом общеустановленных правил.

Отсутствие стандартов и правил, обеспечивающих реализацию проведения процедуры банкротства в ряде случаев используется недобросовестными управляющими для совершения действий (бездействий) в пользу виновных лиц или дружественных по отношению к должнику кредиторов должника. Иногда управляющие неумышленно действуют в пользу виновных лиц в силу недостаточных знаний, так как и в ходе обучения управляющие не получают достаточной информации о том, как они должны действовать в той или иной ситуации при проведении процедуры банкротства.

Отсутствие единых стандартов и правил приводит к значительному количеству жалоб на действия (бездействия) управляющего. Привлечение к административной ответственности происходит, как правило, за формальные нарушения.

Также отсутствие стандартов и правил приводит к тому, что в ходе проведения процедуры банкротства не достигается основная цель банкротства – оздоровление экономики.

С учетом вышеизложенного позвольте изложить позицию Ассоциации антикризисных управляющих по решению вопросов, возникающих в ходе проведения процедуры банкротства.

Считаем, что управляющий должен стремиться к обеспечению открытости и прозрачности проведения процедуры банкротства путем предоставления лицам, участвующим в деле о банкротстве, информации и документов путем направления их по электронной почте, при наличии у управляющего такой информации на электронной носителе. При отсутствии информации на электронном носителе информация на бумажном носителе предоставляется в суд, где с ней могут ознакомиться все лица, участвующие в деле.

В части проведения анализа хозяйственной (экономической) деятельности позиция Ассоциации следующая – при экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятия комплексно оцениваются результаты деятельности и их соответствие целям и задачам, стоящим перед предприятием. Анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, в том числе и трудовых, качество производимого товара.

В рамках данного анализа также анализируются сделки должника, которые повлекли или могли повлечь для должника негативные последствия, а также сделки с заинтересованными и взаимосвязанными лицами.

По мнению Ассоциации, анализу подлежат сделки, которые оказали (могли) оказать существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности, а также сделок с заинтересованными и взаимосвязанными лицами – подозрительные сделки, например:

— получение кредитора и предоставление во время пользование кредитными средствами займов юридическим и физическим лицам;

— наличие предоплат без соответствующего взаимного исполнения обязательств;

— оплата за консультационные, консалтинговые, посреднические услуги только на основании актов выполненных работ без наличия соответствующих доказательств, подтверждающих сам факт выполнения работ (оказания услуг);

— передача в аренду основных средств, которые могут быть использованы должником в рамках осуществления им своей хозяйственной деятельности;

— сделки по выводу активов должника (реорганизация, дарение, продажа по заниженным ценам, иное).

Проведение анализа всех без исключения сделок вне зависимости от суммы может повлечь за собой невозможность оценить управляющим сделки, которые действительно могли оказать существенное влияние на результаты деятельности в связи с большими затратами рабочего времени на проведение анализа всех без исключения сделок, количество которых может превышать десятки тысяч.

Для контроля за правильностью проведения управляющим сделок должника управляющий должен представить в суд на бумажном или электронном носителе документы, которые были предметом исследования. Это позволит лицам, участвующим в деле, ознакомиться с документами и в случае необходимости указать управляющему на возможные упущения.

К таким документам относятся оборотно-сальдовые ведомости по взаимоотношениям с поставщиками и покупателями, движение по расчетному счету должника, договоры поставки, займа, сведения из ГАИ, агентства по недвижимости и земельному кадастру, материалы проверки налоговых органов, правоохранительных органов.

При отсутствии документов первичного бухгалтерского учета, данных программы «1С Бухгалтерия» управляющий должен обратиться в установленные сроки в суд с ходатайством об истребовании документов.

Если получить документы не представилось возможным, управляющий должен провести анализ движения по расчетному счету, анализ сведений, изложенных в данных налоговой проверки, в данных проверки правоохранительных органов (при их наличии), в информации и документах, представленных иными государственными органами, а также лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В связи с отсутствием, как указано выше, стандартов и правил управляющему необходимо исследовать при проведении анализа хозяйственной деятельности информацию, содержащуюся в документах, указанных в п. 5 Инструкции о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам, утв. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 04.12.2012 №107 (далее – Инструкция). Все используемые документы в целях обеспечения прозрачности и открытости проведения процедуры банкротства подлежат передаче в суд на электронном или бумажном носителе.

В ходе проведения анализа управляющий должен провести анализ размера заработной платы работников и ее соответствия экономическим результатам деятельности должника, а также иных сделок с учетом положений п. 17 Инструкции.

— Ассоциация считает недопустимым внесение управляющим изменений в данные бухгалтерского учета после открытия конкурсного производства в части начисления заработной платы, иных платежей, кроме как на основании данных налоговой проверки, проверки ФСЗН, в целях недопущения необоснованного отражения в данных бухгалтерского учета сведений о начисленной заработной плате работникам по вине управляющего.

Ч. 1 ст. 143 Закона определен порядок установления управляющим требований кредиторов второй очереди – задолженность на дату открытия конкурсного производства на основании данных бухгалтерского баланса, или иных документов, их заменяющих, или сведений государственных органов, в целях избежания включения в реестр требований кредиторов второй очереди необоснованных требований.

— Ассоциация считает, что управляющий должен представить в суд список дебиторов с указанием наименования дебитора, его юридического адреса, УНП, суммы основного долга и суммы штрафных санкций, статуса дебитора на дату открытия конкурсного производства.

В ходе проведения процедуры банкротства управляющий представляет в суд документы, подтверждающие принятие мер по взысканию дебиторской задолженности: копии претензий, исков, решений суда, медиативных соглашений, исполнительных листов и т.п.

— Ассоциация считает, что управляющий должен представлять в суд документы, подтверждающие принятые меры по реализации имущества должника – размещение информации о реализации имущества, договоры на реализацию, накладные, документы об оплате.

Наши предложения по изложенным выше вопросам подготовлены с учетом имеющегося опыта профессиональной деятельности и не являются исчерпывающими.

Мы полагаем, что более подробные и полные рекомендации по проведению процедур банкротства должны быть подготовлены Регулятором – Министерством экономики Республики Беларусь – с учетом мнения профессиональных ассоциаций, и бизнес-ассоциаций.

В тоже время, если суд сочтет наши предложения разумными, добросовестными и своевременными, и предложит всем управляющим обеспечить прозрачность и открытость проведения процедур банкротства, с учетом предложенных нами рекомендаций, то это будет, по нашему мнению, способствовать наиболее полному удовлетворению заявленных требований при проведении процедур банкротства в Республике Беларусь.

С уважением,
Председатель Ассоциации
О.А. Дребезова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *